Священнослужители и Церковнослужители

Совершители богослужения (клир, причт) разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Богу.
Церковнослужители – лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужений. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через обряд хиротесии.
Священнослужители Православной Церкви различаются по степеням священства. Этих степеней три:
1. Диакон.
2. Пресвитер (священник, иерей).
3. Епископ (архиерей).
Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.
Духовенство делится на «белое» и «черное». К «белому» духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к «черному» духовенству – диаконы и священники, принявшие монашество. Архиереем может стать только представитель «черного» духовенства.
Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатымили же приняв монашество. С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия (coelibatus — на латыни «холост»). Диаконы- и священники-целибаты также относятся к «белому» духовенству.
Диакон (греч. диáконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание диакона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени диаконское служение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень священства. Диакона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:
иеродиаконом, если он состоит в монашеском чине;
протодиаконом (первым диаконом), если он несет должность старшего диакона в «белом» (женатом) духовенстве;
архидиаконом (старшим диаконом), если он несет должность старшего диакона в монашестве.
К диаконам обращаются «отец диакон«, либо «Ваше боголюбие«.
Служение диакона украшает службу, но его участие в богослужении не является обязательным – священник может служить и один.
Пресвитер (греч. пресвúтерос – старец), либо священник, иерей (греч. иерéос – священник) – священнослужитель, который может совершать все Таинства, кроме Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в диаконский чин. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестию. Священнику в церковной иерархии подчинены диаконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.
Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:
иеромонахом, если он состоит в монашеском чине;
протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;
игуменом называется первый среди иеромонахов;
архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения).
К пресвитерам принято обращаться следующим образом:
к иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие«; к протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие«.
Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексúй» или «отец Иоанн». Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка«.
Епископ (греч. епúскопос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх или святитель.
Архиерей должен быть безбрачен.
Все архиереи равны между собой по степени благодати, но по своим административным должностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов.
Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.
Викарный епископ (лат. викарий – заместитель) (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области архиепископу или митрополиту.
Архиепископстарший епископ.
Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.
Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подчинены несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Церкви, высший чин церковной иерархии. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство Церковью пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
К архиерею в официальных случаях принято обращаться следующим образом:
К епископу: «Ваше Преосвященство«.
К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство«.
К Патриарху: «Ваше Святейшество«.
К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство«.
Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек).
Как внешне отличить диакона, священника и архиерея? Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию (иконку с изображением Богородицы), священник – только крест. У диакона же на груди ничего нет.
Выяснить, какое звание носит тот или иной архиерей, можно, посмотрев на их священный головной убор. Так, в Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом, епископы — черный клобук без креста.

Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней, которые являются как бы приготовительными.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.
В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей. Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.
Чтец – это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца также возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнослужителями.
Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называется лик, хор, клирос.
Парамонарь (пономарь) – приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было, главным образом, безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников. Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.
В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их – канонарх.
Параекклисиарх, «кандиловозжигатель», по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.
Посвящение в церковнослужители называется хиротесией. Это не Таинство Священства, а только обряд, совершаемый архиереем.
В настоящее время поющие и читающие в православных храмах редко имеют епископское поставление (над женщинами хиротесия вообще не производится, хотя в древности пожилые одинокие женщины посвящались в диакониссы). Только иногда ставленники возводятся в некоторые степени церковнослужителей через чин хиротесии во чтеца и, затем, во иподиакона (поставленному иподиакону после этого уже запрещается жениться).
В наши дни в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики. В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, чтение синодиков-поминаний на проскомидии. Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.
Руководитель церковного хора называется регентом.
Кроме того, при каждом храме существуют и другие сотрудники, которых так же часто называют церковнослужителями: староста, звонарь, казначей, просфорник, свечник, продавец в иконной лавке, уборщица, сторож, и т. д.
Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.
Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
Каждая епархия разделяется на церковные округа – благочиния. Священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенном ему благочинии, называется благочинным.

Просмотры (13983)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *