Первые шаги

Поведение в храме

Православный храм – это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно – так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий. Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут.
Входя в храм, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной. В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать жвачку.
Без нужды не следует ходить по храму.
Ставить свечки и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко приветствовать, отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно сразу вывести на улицу.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно или присоединиться к ним, или покинуть храм.
На церковной паперти курить нельзя.
Нельзя входить в храм с животными или птицами.
Категорически нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на Литургии (от Символа веры до «Отче наш»).
Делать замечания ближнему, который нарушил правила поведения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места вызывающее действие.
Оставаться в церкви нужно до полного окончания Богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Как правильно креститься

Крестное знамение – зримое свидетельство нашей веры.
Следующее крестное знамение будет правильным. Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца – плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца – образ двух природ Иисуса Христа – божественной и человеческой).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево (живот) – для освящения чувств; после этого – на правое, а затем – левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестим пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе – спасительно и душеполезно.

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧУ В ЦЕРКВИ

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету.
Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или Святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча.
В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники.
Есть и особый столик с Распятием (канун) – обычно находящийся в левой стороне церкви, перед изображением Креста Господня, — куда ставятся свечи с молитвой об упокоении почивших («за упокой»).
Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне (или Распятию Христову, или образу Господа, Пресвятой Богородицы, святого Угодника Божия, изображенных на иконе и перед которым стоит подсвечник), затем зажечь свечу от других свечей, поставить ее на свободное место (или, если все места на подсвечнике заняты, просто положить рядом – церковнослужители сами поставят вашу свечку на свободное место). После того, как вы поставили свечку, следует еще раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка, можно приложиться к святыне, — благоговейно поцеловать ее. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или Святому – кого мы поминаем возжжением свечи.
Если в церкви много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, следует просто передать ее впереди стоящим людям, и сказать к какой иконе ее следует поставить.

Благословение священника

Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже дьяконы, при встрече с батюшкой благословляются у него. Для этого нужно перед собой крестообразно сложить ладони, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку, и поцеловать ее в знак почтения к священному сану. К тому же священник благословляет именем Господа Иисуса Христа.
Брать благословение у священника можно не только тогда, когда он в священнических одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно также всякий мирянин прощается со священником. Креститься когда берем благословение у священника не нужно.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.
Существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…»,
осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук и не крестясь.
Если же священник осеняет нас священным предметом: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует просить благословения в неурочные моменты: когда иерей причащает, проходит по храму с каждением, помазует елеем. Но можно – по окончании исповеди и в конце Литургии, при целовании Креста.
Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно. Аминь.

Просмотры (2476)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *